Основной принцип визуализации

Для начала хочу развенчать миф о визуализации – о том, что образы позволяют лучше понимать и запоминать представленную информацию. Это не так. И доказывается очень просто.

Есть игра, в которой несколько игроков последовательно производят преобразования информации: текст –> картинка –> текст –> картинка –> текст –> картинка –> текст. Очень смешно наблюдать, как быстро и порой непредсказуемо мутирует смысл. Другой пример. На тренинге по скрайбингу, группы выполняли задание по визуальному донесению смысла небольшого фрагмента текста. Все провалили задание с треском. Третий пример – игра в открывание парных карт. Как только мы перестаем видеть карту, забывание происходит очень быстро. На том и построена игра.

А как же «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» или «одно изображение стоит тысячи слов»? Уверен: многие из вас смогут привести контр-примеры, когда визуализация здорово помогает пониманию и запоминанию. Соглашусь. При этом, хорошо бы разобраться с тем, какие механизмы задействуются и как их с толком использовать.

vizual_glazПрежде всего, важно понять, что та картинка, которую мы видим, имеет мало общего с той картинкой, которая возникает в оптической системе «глаз» в результате проецирования лучей света на сетчатку. Оптическое изображение имеет небольшое четкое пятно по центру и размытость по краям. Но мы ведь видим, точнее, воспринимаем мир большим и чётким. В чем подвох? Подвох в том, что мы видим не оптическое изображение, а образ, собранный нашим мозгом из сотен «мгновенных снимков». Это подтверждается записью микро-движений зрачков (айтрэкинг). Взгляд постоянно перемещается, как бы сканируя окружающий мир, а мы этого даже не осознаём. Таким образом, позволяет поддерживать целостное изображение. Если представить, что какой-то фрагмент изображения пропадает, он перестает существовать в собранной мозгом визуальной целостности.

С другой стороны, мозг имеет лишь небольшой буфер оперативной памяти. И любая новая информация постоянно вытесняет ту, которая за секунду до этого была зафиксирована. «Штирлиц знал, что запоминается последняя фраза».

Таким образом, если наш текст содержит конструкцию из 10 фраз в текстовом формате, мозгу сложно собрать ее в единую целостность. Но если каждая фраза будет визуализирована в виде элемента схемы, то мозгу будет проще ухватить нужный смысл, поскольку поддержание целостности происходит путем постоянного визуального сканирования изображения схемы и смысл каждого элемента постоянно актуализируется в сознании.

vizuaizaciya_teksta

При этом возникает вопрос: каким образом каждый элемент схемы наполняется смыслом? Если схема приведена сразу целиком, а текст читается параллельно с наблюдением образа, то как осуществляется «связывание»? Пропускаю тут серию рассуждений и перехожу к выводу.

Давать сразу готовую схему целиком неэффективно. Мозгу проще понять схему в процессе построения, поскольку основной смысл содержится в тексте описания схемы. Если синхронно со звучанием (прочтением) текста появляется образ, отвечающий за отображение смысла, содержащегося в тексте, происходит связывание образа и смысла – создается визуальный якорь (знак). В последующем, якорь не дает улетучиться смыслу из буфера оперативной памяти. Таким образом, может накапливаться серия якорей, связывающих и удерживающих в сознании большое количество элементарных смыслов. Их композиция позволяет осознать сложный смысл, рождаемый сочетанием элементов.

«Объясняшки» — приложение для планшетов iPad, помогающее любому желающему быстро создавать понятную образную анимацию и совмещать ее с аудиозаписью, поясняющей содержание «движущихся картинок»

Программа «Объясняшки»  позволяет довольно просто реализовать механизм динамического связывания вербального и визуального компонента элементов схемы. В результате мы получаем видео-ролик в формате whiteboard animation. Грубо говоря, записанный процесс того, что делает оратор у листа флипчарта или учитель у доски с мелом.

Зачем нужна специальная программа? Нельзя ли обойтись обычной видеозаписью? Можно, но сложно. Дело в том, что скорость восприятия визуальной информации в десятки (а может, и более раз) превосходит скорость восприятия вербальной. А скорость создания визуализации путем рисования, значительно более медленный процесс, чем говорение. Обычная видеозапись реального времени скучна и затянута. Специальным образом смонтированный ролик воспринимается легче и оказывается значительно короче по времени.

Взрыв популярности учебных материалов, представленных в формате вербально-визуального микса, привел к созданию академии Хана. А Питер Новиг из Стэнфорда говорит о прорыве, который произошел вследствие того, как они стали упаковывать учебный контент в двухминутные видео-ролики.

Резюмирую. Основной смысл учебного материала по-прежнему содержится в тексте, а визуальная составляющая – позволяет расширить возможности мозга по восприятию сложного как целого. Визуализация – финальный этап процесса создания объяснения, которому предшествует создание нарратива – объясняющего текста. Основной принцип визуализации – построение контекста из визуальных якорей.

________________________________

Сергей Гевлич, специально для интернет-издания «Идеи из будущего»