Модель вербально-визуальной коммуникации

Нет ничего практичнее хорошей теории. Не так давно у нас появилась схема, на основе которой был выстроен процесс создания объясняющего ролика.

 

shema_vizualnoi_kommunikacii

Верхний сектор означает диагностику смыслов.
Начинается процесс с выстраивания схемы фрагмента картины мира, которую собираемся транслировать.

Вторым этапом мы кодируем получившуюся схему в нарратив (прим. «нарратив» — изложение взаимосвязанных событий, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов).
Возникает с одной стороны — описательная часть, а с другой — проблематизирующая.
Проблематизирующая часть кодируется в виде истории, по принципам драматургии.

Третьим этапом создаём визуализацию.
Придумываем ключевые образы, композиции ключевых схем.
Затем, формируем динамическое построение визуальных символов синхронно для каждой фразы.

Вроде бы всё… Но чего-то не хватало на этой схеме. Ага, не хватает обратного процесса — восприятия. Точно.

Раскодировка.

В результате схема оказалась дополнена. Вот что получилось:
shema_raskadrovki
Сразу хочется оговориться, что рассматривается коммуникация без обратной связи. Только процесс кодировки / раскодировки сообщения.

Левая сторона ромба соответствует автору сообщения.
Правая сторона ромба — аудитории.

В каждом из треугольников выделены три сектора:
— смысловой
— вербальный
— визуальный

Коммуникация происходит только на вербально-визуальном уровне — у них есть общая грань. Смысловые сектора не имеют общей грани — в этой модели нет места телепатии.

Рассмотрим пример.

Пусть, Вася (человечек слева) побывал в Индии, вернулся и рассказывает своему другу Пете (человечек справа) о том, как работают индийские программисты.

У Васи в голове возникло понимание, которое нашло отражение в его картине мира. Фрагмент картины мира, отвечающий за отражение индийских программистов, содержит ключевые объекты и существенные отношения между ними.
Рассказывая, Вася переводит описание этого фрагмента в слова, а для облегчения понимания отношений, делает пометки на салфетке. Пометки возникают не сразу, а синхронно с называнием. Постепенно они объединяются в сложные схемы.
В заключение, Вася предлагает Пете перевести часть разработок в Индию.

Теперь рассмотрим как устроена правая часть схемы.

Прежде всего, обратим внимание на пунктирную линию. Она может быть открытой, тогда коммуникация воспринимается, либо закрытой — имеет место обрыв коммуникации. Как понять, в каком состоянии находится эта мембрана? За её состояние отвечает блок «приятия». Петя должен ЗАХОТЕТЬ слушать Васю.
Возможно, Петя сейчас думает, где бы перезанять, чтобы переотдать и его вовсе не волнуют индийские программисты.

Чтобы «включить» Петю, в начане коммуникации нужен ТИЗЕР.

Однако тизер включает Петю лишь на короткое время и нужно захватить его внимание. Эту задачу решает ИСТОРИЯ — основа проблематизирующего блока коммуникации.

И только затем идет описательный блок и блок с предложением к действию (правда, похоже на AIDA?).

Итак, мембрана открыта и Петя начал воспринимать то, что до него пытается донести Вася. Он слышит отдельные слова, которые складываются в простые смысловые конструкции. Петя слушал-слушал, а потом и говорит: «Ничего не понимаю, давай заново» (высокая мотивация понять).

Проблема в том, что нам очень сложно удерживать в памяти много смысловых конструкций. Новые смысловые конструкции вытесняют старые. Штирлиц знал, что запоминается последняя фраза. Теперь Вы тоже это знаете 🙂

Вася взял карандаш и стал, по мере повествования делать визуальные пометки. В голове Пети визуальные пометки ассоциировались с произнесёнными словами, и мысль не стёрлась, а осталась, поскольку пометка сохраняется в поле зрения Пети. Таким образом, Петя смог воспринять то, что хотел сказать Вася.

В голове Пети возник образ того самого фрагмента картины мира, который исходно был у Васи.
Петя соотносит этот фрагмент с имеющейся в его голове картиной мира. В итоге, у Пети вознило ПОНИМАНИЕ того, что ему хотел донести Вася.
_______________________________________________________

Ключевые идеи:

— мысль напрямую не передаётся — требуется кодировка / передача / расходировка

— восприятие не работает автоматом — его требуется включить

— вербальный канал плохо работает для передачи сложных смыслов из-за «узкого» окна восприятия

— визуальные образы позволяют расширить окно восприятия, поскольку помогают удерживать в поле внимания несколько смыслов

— чтобы происходило связывание смысла и образа, нужно чтобы образы возникали синхронно

— понимание зависит не только от самой коммуникации, но и от исходного состояния картины мира получателя сообщения
________________________________________________________

Из заметок Сергея Гевлича