Зачем сотруднику передавать собственные знания?

Уходят сотрудники и уносят ценные знания из компании, которые существуют только в их головах. Понятно дело, что для компании это не самое лучшее, и было бы правильно так строить работу, чтобы сотрудник, кроме непосредственной деятельности, формировал некие следы — метаданные, которые могут быть превращены в знания других сотрудников.

Возникает резонный вопрос: а сотруднику это нужно? Это ведь дополнительный напряг, к тому же, ослабляет позицию сотрудника — его в любой момент можно заменить на другого. Зачем сотрудник будет сам себе копать яму?

zachem_peredavat_znaniyaПопробую переформулировать вопрос. Зачем сотруднику может нужно отчуждать собственные уникальные знания?

В этом вопросе я перенёс акцент с того, нужно или нет, на поиск причин, зачем может быть нужно. Сделаю ещё одну манипуляцию с вопросом, расширив контекст:

Зачем человеку может быть нужно отчуждать собственные уникальные знания?

Попытаюсь отрефлексировать собственную позицию по данному вопросу, поскольку постоянно стремлюсь  к тому, чтобы мои знания могли существовать без меня. Например, фиксирую размышления на различные темы в виде заметок (как эта или прочитайте заметку, например, про модель вербально-визуальной коммуникации здесь).

Что мной движет?

Когда-то прочитал книжку про тайм-менеджмент. В ней автор развивает одну довольно сильную идею. Самый ценный ресурс, которым располагает человек — это его время. Все люди равны перед Временем. Нет ни одного миллионера на земле, который бы располагал миллионом часов. Проживая свою жизнь мы безвозвратно расходуем свой ресурс.

Наше время даёт нам уникальную возможность — делать свободный выбор. Делая свой выбор, я принимаю на себя ответственность за то, на что трачу своё драгоценное невосполнимое время.

Во что трансформируется моё время?

Если предположить, что только в деньги, то прослеживается очень безрадостная цепочка. Деньги расходуются на потребление. Еда превращается в дерьмо и уплывает в унитаз. Новые вещи очень быстро превращаются в старые и тоже отправляются на свалку. Эмоции со временем стираются. Бессмыслица…

Должно быть что-то, во что материализуется моё время и остаётся после меня!

product_deyatelnostiДля меня важно, чтобы время трансформировалось не просто в деятельность, но результатом деятельности был Продукт — то, чем могут пользоваться другие люди. Создавая Продукт, я наполняю свою жизнь смыслом.

По сути, продукт — это и есть материализация знаний, перевод их в такую форму, что пользоваться ими может любой человек в отсутствии того, кто эти знания произвёл.

Что с этой позиции можно сказать о человеке, который не превращает свои знания в Продукт? Он просто прожигает свою жизнь и ничего не оставляет после себя — совершает преступление перед самим собой.

Кто для компании более ценен? Тот, кто способен создавать Продукт на своём рабочем месте, или тот, кто просто осуществляет деятельность, сохраняя знания при себе? Думаю, логика ясна. Тот, кто отчуждает знания, превращая их в Продукт, для компании более ценен и у него есть все шансы для роста. Уверен, что Продукт может быть создан на любой позиции в компании: уборщицей, секретарём, бухгалтером, продажником, а уж внутренним тренером — подавно.

Простая мысль? С большим сожалением, приходится признать, что её довольно сложно принять. Большинство людей предпочитают оставаться в другой парадигме. Что можно сделать в этих условиях? Менять себя и своё окружение. Чем и занимаюсь, превращая данную концепцию в продукт — эту заметку.

__________________________________________________________

Сергей Гевлич, управляющий партнер «Агенство инновационных коммуникаций»

 

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *