Сторителлинг, как инструмент создания объяснений

Чтобы приступить к этапу создания объяснения, нужен текст. Причем, не абы какой, а короткий и насыщенный смыслами. Создать его довольно сложно. Главная сложность состоит в том, что, будучи экспертом, слишком хорошо понимаешь важность разных мелочей. Поэтому затягивает в детализацию. Значит, текст получается длинный. А нужен – короткий. Следовательно, важно уметь отличать существенное от второстепенного и включать в объяснение только существенные детали.

В книге «Искусство объяснять» Ли Лефевер вводит шкалу осознания, на которой находится аудитория в отношении нового, используя два вопроса: ЗАЧЕМ и КАК. Если понимания нет, то актуальность вопроса ЗАЧЕМ большая, а КАК – маленькая. По мере продвижения по шкале понимания, постепенно вопрос ЗАЧЕМ снимается и актуализируется вопрос КАК.

.storytelling_osoznanie

Таким образом, нарратив должен быть построен по мере продвижения от ответа на вопрос ЗАЧЕМ к ответу на вопрос КАК. Или это могут быть два разных нарратива.

Нарратив — повествование (англ. и фр. — narrative) — изложение взаимосвязанных событий, представленных читателю или слушателю в виде последовательности слов или образов.

В этом месте важно провести водораздел. Есть два мира. Естественный и искусственный. Естественный мир мы познаем, открывая вечные законы природы, которые существуют вне зависимости от нашего знания и будучи открытыми, всегда сохраняют свою актуальность. В этом случае, объяснение сводится к констатации фактов и описанию способов проверки правильности открытых истин.

Искусственный мир создают люди, воплощая замыслы. Его ключевым отличием от естественного является субъектность. Субъекты наделены волей и способны активно преобразовывать мир. Это означает, что во втором случае объяснение должно сводиться к тому, чтобы донести авторский замысел: с какими ограничениями столкнулись и как преодолели.

В дальнейшем мы рассматриваем объяснения, связанные с искусственным миром, поскольку они наиболее интересны. Во-первых, большинство объяснений естественного мира уже придумано. А во-вторых, мы живем в мире с высокой турбулентностью, когда скорость изменений настолько высока, что люди не поспевают за ними. Значит, актуальность создания объяснений для субъектного изменчивого мира значительно выше.

Наличие замысла.

Итак, ключевое отличие субъектного мира – наличие замысла. Соответственно, объяснение строится на том, чтобы создать понимание контекста, в котором этот замысел зародился, способ его воплощения и мотивация для приятия замысла в качестве части своего субъектного мира.

В отличие от естественного мира, который существует в объективной реальности, приятие или отрицание объяснения ничего не меняет. Земля не перестанет быть круглой от того, что люди считают ее плоской. Реальность субъектного мира сильно меняется от того, сработало или нет то или иное объяснение, было ли оно понято и принято большинством.

В этом месте важно понимать, что приятие или отрицание человеком тех или иных объяснений происходит не на рациональном уровне, а эмоционально. Если математики придерживаются строгости рассуждений при доказательстве теорем, то те же математики ведут себя как обычные люди при подборе гардероба или решении бытовых проблем. А это значит, что они не принимают на веру рациональные доводы. Более того, у людей в большинстве случаев включается критическое восприятие, которое обостряется, если объяснение слишком хорошо (это настораживает).

объяснение строится на том, чтобы создать понимание контекста, в котором этот замысел зародился.

При этом почти каждый человек принимает на 100% свой собственный опыт, не подвергая его критическому переосмыслению. Осознание данного факта позволило прийти к пониманию, что эффективные объяснения должны строиться в формате сторителлинга. В историях нет прямого навязывания. Герой, будучи помещенным в определенный контекст, приобретает опыт. Однако аудитория, через сопереживание и установившуюся эмоциональную связь с героем присваивает опыт, которого не было в реальности. В качестве хорошего примера объяснений в стиле сторителлинга можно привести мультсериал «Фиксики». В нем все объяснения встроены в ситуационный контекст.

Сторителлинг.

Для создания истории необходимо ответить на три вопроса:

  • Кто наш герой?
  • В чем конфликт героя?
  • Какой у героя должен случиться инсайт, помогающий разобраться с конфликтом?

Сама история является воплощением логики развития конфликта, и должна приводить к инсайту. Важно рассматривать конфликт как противоречие между двумя факторами, которые не могут сосуществовать вместе – но оба нужны герою. Работа в логике противоречий значительно облегчает понимание, поскольку мы можем перенести акцент аудитории с симптомов на причины – помочь докопаться до корней.

Без Героя тоже нет истории, поскольку в его отсутствие пропадает субъектность. Ну и к пустому месту не может возникнуть эмпатии.

geroi_istorii

Логика построения сюжета давно описана Аристотелем и представляет собой пятичастную структуру, в которой каждая часть имеет совершенно определенное предназначение:

  • Экспозиция: знакомство с Героем и введение в контекст (исходная гармония ральности).
  • Завязка: проявление конфликтной ситуации, игнорирование со стороны Героя (постепенное разрушение реальности героя).
  • Развитие: Герой принимает вызов и начинает борьбу, но безуспешно (происходят необратимые разрушения реальности).
  • Кульминация — Герой в отчаянии от безвыходности ситуации (окончательное разрушение старой реальности).
  • Развязка — неожиданный инсайт, позволяющий справиться с конфликтной ситуацией. Преображение Героя (создание новой реальности).

Когда история создана, можно переходить на следующий этап создания объяснения — визуализации. Основной принцип визуализации мы описывали в соответствующей статье. Посмотреть материал можно здесь.

__________________________________________________

Сергей Гевлич, специально для интернет-издания «Идеи из будущего».