Обучая другого — учишься сам

Можно ли получить высшее образование вне вуза? В прошлом веке сотни студентов и преподавателей были уверены: это не только возможно, но и во много раз эффективнее. Конечно, если нужны не «корочки», а знание. И вот, в 1928 году в системе образования было сделано революционное открытие. Позже его назвали методом Ривина.

Александр Григорьевич Ривин, педагог-экспериментатор, организовал группы, в которых практиковал самообучение. При этом вузовскую программу студенты усваивали намного быстрее и качественнее, чем в традиционной системе лекций и семинаров.

В чём же заключается суть метода Ривина?

В основе метода Ривина лежит несложная система, благодаря которой ученик может изучить материал самостоятельно. Но не просто читая учебник, — это малоэффективно. Каждый студент прорабатывает материал в паре с другим студентом. Где один играет роль преподавателя, другой – ученика.

Нужно сказать, что работа в парах уже давно известна миру. Открытие Ривина заключается в создании новой формы организации обучения. Он предложил парам менять партнёра каждые 5–10 минут.  Таким образом устроил карусель. А в процесс оказались вовлечены одновременно все студенты.

При обмене партнёрами постоянно происходит смена ролей «учитель-ученик». Время работы очередной пары зависит от объёма заданного материала и способностей «ученика» его усвоить. Таким образом каждый студент обучается и обучает других.

Вот как это выглядит на практике.

Материалом, помогающим в обучении, служит карточка. Её составляет общий для всех пар преподаватель, а точнее – организатор. В 20-х годах метод использовали и для обучения грамоте. Вот как вспоминает такой урок один из учеников Ривина: «Группа неграмотных, 30–50 человек, работает в одной комнате. У каждого участника есть карандаш и бумага. Руководитель этой группы выступает как организатор работы.

В основе метода Ривина лежит несложная система, благодаря которой ученик может изучить материал самостоятельно.

Он берет обиходные слова, которые хорошо знакомы каждому из учащихся. Все слова разделяются на слоги. Организатор пишет эти слоги и раздает их каждому учащемуся по одному. Первому – «по», второму – «не», третьему – «дель», четвертому – «ник». Каждый ученик копирует этот слог. material_dlya_obucheniyaКогда он научился писать свой слог, у него стимулируется потребность узнать следующий, пойти к учащемуся, который пишет этот слог. Учащиеся обмениваются слогами, и путем такого парного обучения происходит чрезвычайно быстрое и прочное усвоение…». (Из воспоминаний Бориса Таля).

А как проходит изучение более сложного материала?

Вспоминает другой ученик Ривина, Михаил Брейтерман: «За большим столом или несколькими сдвинутыми столами сидят пары беседующих людей. Желательно – вокруг, чтобы каждый видел лица собеседников, но это не главное. Они могут сидеть по двое за отдельными столами, как в школе. Перед каждым лежит книга, журнальная или газетная статья, у каждого своя тема, но могут быть различные источники на одну тему, различные главы одной книги. Один другому объясняет свой фрагмент, другой конспектирует. Через каждые 7–9 минут пара заканчивает беседу и расходится. Каждый из них вступает в умственный контакт с кем-нибудь из освободившихся. Это похоже на игру. Здесь действительно царит атмосфера легкости и непринужденности. Однако при этом исподволь выполняется глубокая творческая интеллектуальная работа».

Вывод

Метод Ривина подходит любому изучаемому материалу и любому ученику. Каждая группа находит новые ключи к интересной и увлекательной деятельности. Главное то, что в основе метода – творчество. Объясняя материал, ситуативный учитель неизбежно становится творцом. Это не только увлекательный процесс, но и эффективный способ осознания и запоминания любого знания.

Можно ли использовать такой подход в корпоративном обучении? Да. Основы метода используются нами в корпоративной мастерской по упаковке смыслов

по материалам rostki.eco-kovcheg.ru